Литография

От (греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - вид тиражной графики, способ плоской печати: оттиски (литографии) выполняются переносом краски под давлением с плоской поверхности камня (плотный известняк) или с заменяющей его металлической пластинки (цинк, алюминий).

Литографию художник исполняет, рисуя на камне жирным литографическим карандашом (по зернистой поверхности) или специальной жирной тушью (кистью и пером по гладкой, чисто отшлифованной поверхности). После травления камня кислотой (воздействующей на не покрытую жиром поверхность) рисунок смывают; взамен валиком наносится на увлажненный камень типографская краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Печатают Литографию на специальном станке.

Существует много разновидностей литографской техники (хромолитография, выскребание, размывка, гравюра на камне). Нередко оригинал исполняется не на камне, а на переводной бумаге - корнпапире. 
 
Литографии присущи большая свобода авторского исполнения, разнообразие художественных средств при большой точности воспроизведения, сравнительная простота техники, многотиражность и дешевизна. 

Изобретенная в 1796-1798 гг. в Германии А. Зенефельдером, Литография стала во 2-й четв. 19 в. популярной художественной техникой. В 19- 20 вв. она сыграла важную роль в развитии карикатуры (в т. ч. политической сатиры), иллюстрации, плаката, прикладной графики..

Литография относится к плоской печати, при которой печатающие и пробельные элементы печатной формы расположены на одном уровне и обладают способностью избирательного смачивания краской и отталкивания ее.

Литография (от греч. «litho» - камень, «grapho»- пишу) открыта в конце XVIII века Алоизием Зенефельдером во время поисков новых способов тиражирования нот, которые не было возможности набирать типографским способом, и они переписывались от руки. Изобретение отличалось в принципе от всех ранее известных печатных техник. Первоначально использовалась только литографская тушь, и печать велась в один тон, но изобретатель разрабатывает состав литографского карандаша, необходимого для получения полутоновых рисунков

В Европе начинают открываться литографические заведения, а с 1813 года появляются в России.

Резцовая гравюра на меди или дереве были трудоемкие, редко кто из художников гравировал сам. Они использовали труд граверов-ремесленников, которые многие месяцы затрачивали на изготовление одной печатной формы. Полутоновой рисунок переводился на условный язык гравюры, что приводило к потере авторской легкости исполнения.

Литография, основанная на химических свойствах камня, не требовала от исполнителя физических усилий при рисовании. Самое главное в том, что изображение, нанесенное художником на камень, после обработки раствором коллоида становится без каких-либо изменений готовой печатной формой. Это привлекло к увлечению литографией известных художников: Жерико, Домье, Гаварни, Орловского, Кипренского и других. Фактура литографского карандаша на шероховатой поверхности камня очень близка к фактуре итальянского карандаша, излюбленного графического материала художников 18-19 веков. Одним из неудобств литографии было то, что изображение на оттиске получалось зеркальным. Применение специальных переводных бумаг избавило от этого недостатка.

Сначала литография была одноцветной, но уже в 1833 году московский художник К.Л. Тромонин получил первый литографский многокрасочный оттиск. Способ Тромонина назвали хромолитографией (греч. "chroma"- цвет), при котором количество красок, использованных для получения одного оттиска, соответствовало количеству камней. Широкое применение хромолитография нашла в репродукционной технике, заменив сложную по исполнению цветную акватинту. Двести лет мало что изменили в ручной литографии, но в промышленной полиграфии способ плоской печати нашел широкое применение. Камень заменили алюминиевыми и стальными пластинами, которые укрепляют на барабаны офсетных машин и со скоростью до 50 тысяч оттисков в час выпускают разнообразную печатную продукцию. Не смотря на все достижения офсетной печати, любители и ценители изобразительного искусства отдают предпочтение авторским литографиям, которые непосредственно выполнены на камне художником и напечатаны в ручном литографском станке.

Copyright © 2000 Аверьянов В.В.Дизайн
Сведения об авторских правах: © 2000-2 МГАХИ имени В.И.Сурикова.
Наши магазины
Наличие товаров