Золочение


Золочение – процесс нанесения на предмет тонкого слоя золота или его имитации. Существуют два вида золочения – сусальным золотом и поталью.

       


СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО

Сусальное золото - натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п. Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

ПОТАЛЬ

Поталь - имитация сусального золота в виде листов золотистой фольги, этот материал не содержит драгоценных металлов. Для непрофессионала поталь неотличима от сусального золота, при том, что её стоимость гораздо ниже. Обычно поталь получают из сплава меди и цинка, или алюминия. В обращении и по внешнему виду она напоминает сусальное золото. Поталь продается в виде листовхлопьев и роликов.

Поверхности, которые подходят для нанесения потали: дерево, стекло, керамика, фарфор, металл, картон, гипс, холст, красочный слой и др. Поталь применяется только для объектов внутри помещения, со временем она темнеет и окисляется даже под покрытием.


Поталь хорошо подойдет, если нужно сделать позолоту под старину или патинирование. Добиться золотого покрытия с «зеркальным блеском» можно только при использовании сусального золота. 


Также существуют сусальное серебро, серебряная и медная поталь. 



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Профессиональные методы золочения имеют индивидуальные нюансы, которые зависят от поверхности, на которую требуются нанести позолоту и личного опыта мастера. Однако в обобщенном виде их делят на:

Клеевое золочение (золочение «на полимент», «золочение на левкасе», техника левкаса).

Используется для золочения предметов внутри помещения, в основном - деревянных изделий. Чаще всего применяется при золочении икон.

Клеевой основой служит смесь из клея и мела — левкас.



Масляное золочение (золочение «на мордан», морданное золочение, лаковая позолота). 
 
Применяется для позолоты предметов как внутри помещения, так и подверженных атмосферному влиянию. Чаще всего используется для позолоты резьбы и реставрации. Подходит для любых поверхностей.

Клеевой основой служит масляный клей — мордан.


МЕТОД ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ

Золочение “на смесях”

Для любителей сегодня существуют облегченные способы. Клеем в этих методах служат готовые смеси (на водной основе, на спиртовой основе). Перед нанесением смеси надо покрыть основу любым грунтом, а затем отполировать поверхность. После чего наносят смесь в один или два тонких слоя. Когда смесь станет слегка липкой, приступают к наложению листов золота/потали.

Грунтовки

Пастообразный клей-грунт       

Комбинированная смесь для любительского золочения, сочетает в себе свойства грунта и клея, поэтому при его использовании поверхность не требуется предварительно грунтовать. Как правило, используется для потали. Подходит для использования на любых абсорбирующих и не абсорбирующих поверхностях. Часто используется для трафаретной техники.




Болюс

Болюс представляет собой специальный состав для грунтовки поверхностей перед золочением и максимального выравнивания поверхности. Используется для профессионального золочения. Болюс выпускается в различных цветах, что помогает подобрать его под цвет золота/потали. После нанесения болюса поверхности дают просохнуть несколько часов.
Грунт, который чаще всего используется для подготовки к окраске или золочению деревянных изделий и оштукатуренных поверхностей.

Болонская известь (гипс)

Гидратированный сульфат кальция, который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.


Клей

Смеси для любителей

Такие смеси обычно используются при работе с поталью.

Клей на водной основе (водно-акриловый) 

Также его называют молочком для золочения. Клеящий состав на водной основе, применяется только для работы внутри помещений. Не подходит для поверхностей, которые плохо впитывают воду - стекло, камень, металл. Этот клей хорошо подойдет начинающим, так как он прост в применении, не пахнет и разводится водой до нужной консистенции. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, как правило, достигает технологической липкости через 15-20 минут и остается пригодным для работы в течение 1 часа. 

 



Клей на спиртовой основе 

Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов. 
Разбавляется спиртовым разбавителем.





Для профессионалов
 

Эти средства обычно используются при работе с сусальным золотом.          

Мордан (на масляной основе)

Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий - 12 часов, быстросохнущий - 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов.
Разбавляется уайт-спиритом.



Кроликовый (кроличий) клей 

Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея.






Клей рыбный (желатин)

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.


Состаривание

Битумный лак

Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.




Битумный воск

Пастообразный битум - плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.




Битум на водной основе

Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.




Финишное покрытие

Лаки

Лак Мекка - защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) - нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь, поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.


Шеллак (Чистый гуммилак)

Шеллак (нидерл. schellak) — природная смола, которую вырабатывают насекомые-червецы, паразитирующие на тропических деревьях в Юго-Восточной Азии.

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.


Инструменты

Кисть для переноса листа золота/потали на подушку позолотчика или поверхность. Кисти изготавливаются из бычьего волоса или белки, размер колеблется от №35 до №85 и больше. Благодаря использованию лампензеля тончайшие листы золота/потали не сминаются и не рвутся при переносе.

Руками к сусальным листкам не прикасаются – в противном случае последние прилипнут к подушечкам пальцев и будут непоправимо испорчены.


Кисти для нанесения и кисти для укладки

Для нанесения жидких средств (левкас, болюс, мордан и т.п.) берут беличьи и синтетические кисти.

Каучуковые или резиновые кисти помогают аккуратно пригладить листовое золото к обрабатываемой поверхности, разгладить и убрать лишний воздух. Хорошо подходит для укладки листов в труднодоступные места, например, в местах с художественной резьбой. Также для приглаживания золота в труднодоступных местах подойдут беличьи и синтетические кисти.

Кисти-обметалки

При накладывании листы ложатся друга на друга внахлест, примерно через сутки позолоченную поверхность обметают кистью от излишков. Для этой работы подойдут кисти из козьего волоса или синтетические.





Подушка из натуральной замши незаменима для процесса золочения. Перед переносом на поверхность, листы золота/потали выкладывают на подушку, где они могут быть при необходимости разрезаны на фрагменты нужного размера.

Нож позолотчика 

Нож позолотчика используется для раскроя листов золота/потали на фрагменты нужного размера. Нож должен иметь гибкое стальное лезвие длиной примерно 15-19 см и специальную заточку со всех сторон.


Агатовые зубцы 

Применяются только при методе золочения «на полимент». Полировка производится через 2-3 часа после окончания работ по золочению. Не надавливая сильно, агатовым зубцом полируют поверхность до нужного блеска. Агатовые зубцы выпускаются в разных формах и размерах, что позволяет подобрать их под особенности поверхности, таких как, например, художественная резьба.


Шкурка

Шкурка требуется для подготовки поверхности для золочения. Шкурится сначала негрунтованный предмет, а после грунтовки шкуркой доводят грунт до идеальной гладкости. В процессе используются шкурки от среднего до тонкого зерна, водостойкие.

Нейлоновые перчатки

Перчатки понадобятся для того, чтобы пот с рук не окислял поталь.



Несмотря на то, что существует множество индивидуальных методов золочения с нюансами в приготовлении грунта и клеящего состава, можно выделить основные, общие для всех этапы золочения. 

Перед тем, как приступить к золочению, поверхность грунтуют и выравнивают. Она должна быть максимально гладкой, так как при наложении золота/потали все неровности станут хорошо видны.

1. Лист золота/потали снимают с книжки и перекладывают на подушку с помощью ножа позолотчика. Также для перекладывания листа можно использовать и лампензель.

2. Ножом лист делится на нужные фрагменты. Размер фрагментов подбирается в соответствии с размером поверхности, которая будет покрываться позолотой.

3. На поверхность (или её часть), на которую будет наноситься позолота, наносится клеящий состав. 

4. После того, как состав чуть подсохнет и станет липким (время индивидуально для каждого вида клея), фрагменты золота/потали снимают с подушки при помощи лампензеля и накладывают на эту поверхность. 

5. Фрагменты кладутся внахлест.

6. Излишки потали обметают кистью из козьего волоса или синтетики.

Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров