Какая кисточка самая лучшая?

Краткий обзор по статье С.Ю. Горбачева

К нам в магазин часто приходят родители за кисточками для своих детей, обучающихся в художественных школах. В списках, которые они приносят, написан только ворс и номер. Родители просят им посоветовать недорогие универсальных кистей. Мол, их не жалко испортить, а вот когда научится... Но! Давайте послушаем профессионалов. Нам очень понравилась статья Сергея Горбачева, заслуженного художника РФ, как раз написанная на эту тему. Приводим краткий обзор статьи. 

Кисть - один из ключевых инструментов.
attantion
Плохая кисть малопослушна
 и препятствует закреплению верных моторных навыков. И ученику приходится тратить время на преодоление сопротивляемости кисти, причём без всякой гарантии положительного результата.

Профессионал, безусловно, спра­вится с работой даже самым плохим инструментом. Ему-то как раз хватит опыта и умения. Но именно мастер, опираясь на свой опыт, не будет тра­тить силы и время на работу плохим инструментом. Таким образом, как у опытного художника, так и у начинаю­щего, должен быть хороший инструмент. Верный выбор кисти не только экономит наши силы и время, но и обеспечивает совершенно иной уровень удовольствия от процесса.


КАКАЯ КИСТОЧКА САМАЯ ЛУЧШАЯ?

Смотря для чего?Кисть необходима живописцу и графику, монументалисту и приклад­нику, иконописцу и мастеру народ­ного промысла... Кисти используют при создании произведений маслом, акрилом, гуашью, тушью, акварелью... Всего коротко не перечесть, а ведь у ка­ждой техники ещё и свои особенности, и свои приёмы, и свои кисточки. Конечно, некоторые кисти могут применяться сразу в нескольких техниках, некоторыми можно выполнять большой спектр разнообразных приёмов, но так или иначе какую-то часть операций сделать будет затруднитель­но, а что-то - и совершенно невозможно. Увы, универсальной кисточки не существует, и даже в рамках одной техники придётся использовать целый набор разных (хотя бы по размеру) ки­стей.

Существующий выбор кистей настолько велик, что всегда можно вы­брать «самую лучшую кисточку», но только для конкретной задачи. Единственно верным ответом на вопрос «Какая кисточка самая лучшая?» мо­жет быть только вопрос «Смотря для чего?».


НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕЙ КИСТИ

При всём многообразии кистей можно выделить несколько внешних признаков, обязательных для любой хорошей кисти вне зависимости от её назначения, состава и формы. Хотя по- настоящему понять, насколько хоро­шая кисть вам досталась, можно толь­ко в процессе работы.


Внимательно осмотрите кисть. Во­лоски кисти должны быть ровно и ак­куратно подобраны друг к другу, обра­зовывать чётко очерченную форму, соответствующую назначению кисти. Хорошая кисть должна быть кра­сивой. Красота вполне может быть мерилом качества. В процессе создания кисти много ручного труда, и связать кисть как красиво, так и ка­чественно без должной доли аккурат­ности, терпения и мастерства не полу­чится. Потому-то в хороших кисточках красота и качество всегда сопутствуют друг другу.

Если кисточка вам понравилась, попробуйте с усилием потянуть её за все волоски сразу и посмотреть, не осталась ли часть из них в руке. Только не надо щипать кисточку за отдельные волоски. Вы их можете просто порвать и ничего не поймёте о качестве кре­пления. У хорошей кисточки волос не выпадает из патрона даже в процес­се длительной работы.

Нечасто, но бывает, что, по мере износа, волос ломается. Тогда на из­образительной поверхности может остаться короткий волосок. Именно короткий волосок. Сравните его с раз­мером выставки кисти (мы не видим всей длины волоса кисти, часть его скрыта от нас и находится в патроне. Видимая часть волоса кисти называется выставкой). Если волосок соразмерен выставке, то это слом, если заметно больше, тогда волос выпал из патрона целиком.

Редкие сломы волоса могут иметь место, особенно если кисть давно вам служит, но если волоски кисти лома­ются сразу и часто, то это означает, что была нарушена технология подготовки сырья. Такая кисть нам не нужна.

И ещё: волос обязательно начинает ломаться, если кисть плохо промыва­ли. Краска скапливается у основания видимой части волоса и образует своеобразный хрупкий корпус, внутри которого и ломается волосок. Любая хорошая кисточка обязательно станет плохой, если её своевременно и хорошо не промывать!

Патрон кисти должен быть прочно закреплён на ручке. Обычно у любой новой кисти до начала работы так и бывает. Позднее у ряда кистей патрон начинает проворачиваться на ручке, шататься, а потом и вовсе спадает.

Всё дело в деревянной ручке, воде и конструкции патрона. Деревянная руч­ка обязательно контактирует с водой, например, когда мы промываем кисти. Дерево от воды разбухает и слегка де­формирует патрон, растягивает. Де­формация постепенно накапливается, и патрон спадает с ручки. Казалось бы, чего проще - делать ручку не из дерева. Но металлическая ручка тяжёлая и дорогая, пластиковая - слишком хруп­кая. Пластик иногда используют для изготовления очень коротких ручек, но для художественных кистей чаще необходимы длинные и средние ручки. Вот и получается, что дерево по весу и прочности пока лучший материал для изготовления ручки кисти.

Чтобы деревянная ручка как мож­но меньше подвергалась воздействию воды, её покрывают защитным лако­красочным слоем. Покрытие необходи­мо, прежде всего, с практической точки зрения. Такая ручка у кисти не только красиво выглядит, но и легче отмыва­ется, дольше служит и меньше деформирует патрон. У хорошей кисти руч­ка имеет надёжное лакокрасочное покрытие.

Длина ручки непосредственно на качество кисти не влияет и, как пра­вило, пропорциональна размеру кисти. Кисти большего номера чаще исполь­зуют для работы над произведениями крупных форматов. Такая работа тре­бует отхода. Длинная ручка или корот­кая - зависит от вашего выбора.

Обойма прочно закреплена.
Традиционно патрон кисти изго­тавливается из металла. Бывают ме­таллические патроны со швом и без шва - цельнотянутые. Патрон со швом подвергается деформации намного сильнее. Он деформируется не столько за счёт растяжения металла, сколько из-за расползания шва. Цельнотянутые патроны значительно прочнее. У хоро­шей кисти патрон всегда цельный, без шва.

Сейчас выпускают кисти с пластиковыми патронами. Последнее время они получают всё большее распространение и при­обретают популярность. Пластиковые патроны не имеют шва. Обладая некоторыми упруго-эластичными свойствами, такой па­трон стремится принять прежнюю форму после растягивания. Незначи­тельная остаточная деформация при­сутствует, но не влияет на прочность крепления патрона. Кроме того, пластиковый патрон имеет минимальную адгезию (силу сцепления) с краской. Поэтому они прекрасно отмываются от краски, что повышает их долговечность.

Как выбрать кисть?

РАЗНООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КИСТЕЙ

Допустим, что выбранная вами ки­сточка соответствуем всем указанным признакам хорошей кисти. На что же ориентироваться дальше? Ведь кисти изготовляются разные как по форме выставки, так и по составу волоса.

По форме
кисти бывают плоские, круглые, овальные, веерообразные и со сложным фигурным обрезом.
По составу волоса:
 беличьиколонко­выещетинныесинтетические и ком­бинированные, так называемые, mix. Кроме того, кисти отличаются по раз­меру, длине выставки, жёсткости и даже по степени наполняемости воло­сом рабочей части.

Чтобы не запутаться в таком мно­гообразии кистей, логичнее всего в качестве главного критерия при выбо­ре кисти ориентироваться на технику, в которой вы собираетесь работать. Именно техника определяет совокуп­ность приёмов и вязкость краски, тре­бующих от кисти специальных качеств. Поэтому в наших магазинах кисти делятся на кисти для акварели, для акрила, гуаши и темперы, кисти для работы маслом, кисти для хобби и специальные кисти. Именно в таком разрезе мы и будем их рассматривать дальше.  

Статья написана по заказу компании Живописные кисти, крупнейшего производителя российских кистей. Полностью презентацию статьи Вы можете посмотреть на странице Живописных кистей.

Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров